Michelin раскрыла подробности о новых шипованных шинах
По внутренней оценке компании Michelin, спрос в сегменте зимних шипованных шин сегодня активно растет: 77% продаж на российском рынке приходится на шипованные шины. Это неудивительно, ведь основной особенностью зимней дороги в России является большое разнообразие типов дорожных покрытий. Кроме того, вождение в зимних условиях обусловлено рядом сложностей: непростые погодные и дорожные условия нарушают контроль над дорогой и провоцируют опасные ситуации.
Безопасность на дороге в суровых зимних условиях всегда являлась определяющим фактором. Именно поэтому для уверенного вождения в зимний период всё больше водителей делают выбор в пользу шипованных шин, предъявляя ряд требований, в числе которых отличное сцепление на всех типах зимних дорог, надежная фиксация шипов, сохранение всех характеристик по мере износа, прочность и низкий уровень шума. Однако ключевыми параметрами выбора зимних шин становятся управляемость и торможение на льду и снегу.
Для оценки факторов, влияющих на выбор шин, участники исследования «Автостата» оценивали по 5-балльной шкале значимость для них целого ряда параметров выбора шин, где 5 соответствовала ответу «Очень важно», 1 – «Совсем не важно». Оценки проставлялись отдельно для зимних шипованных и фрикционных шин.
Параметры выбора, которые вошли в Топ-5 по зимним шинам, связаны с поведением шин на зимней заснеженной и обледенелой дороге. Характеристики управляемости и торможения занимают первые 4 строчки, как по шипованным, так и по фрикционным шинам, с небольшими отличиями в оценках. Есть и существенное отличие, пятую строчку в рейтинге важности по шипованным колесам занимает показатель качества (4,44 балла), а по фрикционным шинам для автолюбителей важнее такой параметр, как тормозной путь (4,45 балла).
Специалисты Michelin убеждены, что даже в сложных зимних условиях вождение может доставить истинное удовольствие. Разрабатывая современные высокотехнологичные зимние шины, инженеры Michelin работают одновременно по нескольким направлениям, для того чтобы обеспечить безопасность движения и отличную управляемость на любых типах дорожного покрытия. Кроме того, акустический комфорт в салоне является важной характеристикой шипованных шин, на который также сделали фокус инженеры Michelin.
К зимнему сезону 2018-2019 компания представляет четвертое поколение шипованных шин Michelin X-Ice North, разработанных для эксплуатации в суровых климатических условиях. Как заявляет производитель, шипованные шины Michelin X-Ice North 4, предназначенные для оснащения легковых автомобилей и городских кроссоверов, «обеспечивают водителю исключительный контроль на зимней дороге даже в экстремальных зимних условиях».
Одна из ключевых особенностей новинки - рекордное количество шипов. В компании говорят, что эксплуатации на скользких поверхностях именно шипы принимают на себя основную нагрузку. Новая Michelin X-Ice North 4 содержит 250 шипов, что в два раза больше по сравнению с шиной предыдущего поколения, а также на 30% больше среди шин ведущих конкурентов.
«Новинка обеспечивает высочайший уровень сцепления на льду во время качения», - говорят в Michelin. Однако такой результат стал возможным не только за счет применения рекордного количества шипов, но также оптимизации схемы их расположения на протекторе, которая была полностью переработана. После того, как на протекторе новинки было установлено максимальное количество посадочных мест, для каждого шипа была зафиксирована персональная позиция. Протектор позволил разместить 22 линии в продольном и 22 в поперечном направлении.
Michelin является многократным победителем чемпионата WRC, в котором компания участвует с 1973 года, то есть с самого начала проведения соревнований. Именно эти победы вдохновили инженеров Michelin на создание особой формы шипа для новой Michelin X-Ice North 4. Таким образом, новинка, эксплуатация которой будет проходить на дорогах общего пользования, получила технологию, испытанную на этапах мирового чемпионата WRC.
Простое количественное увеличение не дает особого прироста в сцеплении на льду. Именно поэтому была переосмыслена сама концепция построения шипа. При сравнении шипа X-Ice North 4 c шипом шин предыдущего поколения, очевидно, что единственное, что их объединяет – это длина, равная 11 мм. Чем длиннее шип, тем большую его часть можно надежно закрепить в толще резины. Прочие величины изменены: шип стал несколько уже, а также изменилось пропорциональное соотношение размеров фланцев и горловины шипа, что положительно сказалось на его фиксации. Если обратить внимание на верхний фланец, то у нового шипа, как и у шипов в шинах для WRC, твердосплавную вставку держит специальный обод, имеющий четкое предназначение. При соприкосновении с поверхностью шип отклоняется от своей первоначальной оси таким образом, что в контакте со льдом участвует не только твердосплавный элемент, но и часть корпуса. Данное обстоятельство снижает эффективность работы шипа. Применение же обода почти полностью предотвращает контакт корпуса шипа с поверхностью, а твердая сердцевина помогает максимально эффективно вгрызаться в лед. Благодаря своей форме новый шип улучшает сцепление шины Michelin X-Ice North 4 на скользких поверхностях.
Как и шип для шины, применяемой в чемпионате WRC, шип Michelin X-Ice North 4, изготовлен из металла. Данная инновация позволила выровнять скорость износа шипа с износом обхватывающей его резиновой смеси. Это привело к улучшению фиксации шипов в шине, а также их высокой ходимости в шине и стойкости к внешней агрессии.
Расположение шипов в шине было осуществлено с учетом улучшения тормозных показателей на льду и минимизации негативных последствий из-за возникающего шумового эффекта. Специальная математическая модель проанализировала 1 400 потенциальных позиций и предложила варианты позиционирования для каждого из шипов в шине.
Основной проблемой, с которой столкнулись инженеры Michelin, размещая 250 шипов в одной шине, стало потенциальное увеличение уровня шума при качении шины. Специальная математическая программа помогла оценить задачу по двум параметрам – влияние на сцепление и влияние на уровень шума. К сожалению, основные позиции для шипов, максимально влияющие на сцепление на льду, оказывают негативное влияние на уровень воспроизводимого шума. Поэтому цель примененной программы была в том, чтобы найти позицию для каждого шипа, оптимальную как с точки зрения сцепления, так и с точки зрения комфорта. В итоге показатели шумности шины Michelin X-Ice North 4 соответствуют уровню шины предыдущего поколения, содержащей в два раза меньше шипов. Таким образом, новинка признана «одной из самых комфортных в своем классе».
Стоит отметить, что улучшение показателей не ограничилось исключительно переосмыслением подхода к использованию шипов. Инженеры также подвергли переработке и другие, не менее важные элементы шины: так, был представлен абсолютно новый протектор, в котором было реализовано несколько решений для эффективной работы не только на ледяном и снежном покрытии, но на сухом и мокром асфальте. Новый рисунок протектора получил ребро жесткости и более широкие сектора. В итоге, в центральной части образовался особый кластер из плотно посаженных секторов блоков протектора, соединенных центральным ребром. Благодаря этому шина Michelin X-Ice North 4 стабильна на сухом и мокром покрытиях. Этому способствует и особенная ламель, которая отличается от ламели шины предыдущего поколения. Ее строение частично позаимствовано у шин гаммы Pilot Alpin и представляет собой П-образные зубцы. За счет этого блокировка при больших нагрузках происходит быстрее, что позволяет шине сохранять необходимую жесткость при выполнении сложных маневров. А более широкие блоки протектора сделали возможным размещение дополнительных ламелей, необходимых для сцепления на снежном покрытии.
Внешняя резиновая смесь, контактирующая с дорогой, также была переработана. Благодаря применению эластомеров нового поколения новинка Michelin X-Ice North 4 получила резиновую смесь, сохраняющую способность шины деформироваться при контакте с неровной поверхностью даже при сверхнизких температурах. Этого удалось достичь за счет низкой температуры стеклования: градус был отодвинут до нового предела, составив -65 °C. При этом новинка отличается высокими показателями ходимости. Кроме этого, новая резиновая смесь существенно улучшила показатели шины по сопротивлению качению.
Особое внимание при разработке протектора было уделено широким размерам (275 и шире). Для них была предложена отдельная концепция построения, включающая в себя появление дополнительно блока протектора в каждом секторе. Это несложное решение позволило более равномерно распределить давление в пятне контакта, шина плотнее прижата к поверхности, что приводит к одинаковой эффективности сцепления на зимних поверхностях для всех без исключения размеров модели Michelin X-Ice North 4.
К зимнему сезону 2018-2019 года Michelin X-Ice North 4 будут доступны в в 35 типоразмерах 185/65 R15 до 265/40 R19.